Интервью Алены Горловой

Жизнь города невозможна без освещения. Наше свободное время, основное передвижение, общение и отдых приходится на вечер, темное время суток. Освещение городов является главным и обязательным элементом его инфраструктуры. В России эта отрасль формировалась спонтанно, в процессе эволюции коммунального хозяйства и деятельности энергетических служб. Данное обстоятельство сыграло решающую роль в многолетнем игнорировании эстетики наружного освещении его возможностей и потенциала. Поговорить на эту тему мы предложили техническому директору группы компаний «Зодиак Электро» Алене Горловой.

— Каким образом формируется стратегия реализации наружного освещения в масштабах любого «среднего» российского города?

В теории градостроительства и архитектуры до сих пор не существует четко обозначенной проблемы формирования искусственной световой среды города как профессиональной и относительно автономной задачи, поэтому пока нет методологии её решения. В последние годы в крупных городах России наблюдается бум архитектурного освещения, идет своеобразное соревнование масштаба и стилистики. В массе своей реализуемые проекты носят хаотический характер с вытекающими последствиями такой спонтанности. Не разрабатываются единые стратегии городского освещения, не сформулированы общепризнанные стандарты и требования к свету, мало высококлассных специалистов.

— С чем это связано по Вашему мнению?

Практика городского освещения следует за развитием светотехники, но недостаточно эффективно формирует заказ, который требуется для создания эстетических качеств световой среды города, за которую ответственны градостроители, архитекторы и дизайнеры.

— Россия — страна с большой историей и глубокой культурой, блестяще представленной в архитектурном воплощении. Как так получилось, что архитектура есть, а высококлассного архитектурного освещения мало?

Наиболее традиционная и объемная часть наружного художественного освещения в России связана как раз с объектами монументального искусства, репрезентативными зданиями и сооружениями, с памятниками архитектуры. Отчасти поэтому долго господствовало и сейчас существует убеждение, что вечерний образ освещаемых объектов должен как можно более соответствовать дневному, что выражается в доминировании приема заливающего прожекторного освещения фасадов с распределением яркостей, напоминающим солнечный день. Но данные стандарты уже не соответствуют скорости жизни любого мегаполиса. Ведь именно архитектурное освещение способно создать неповторимый облик здания. Правильно разработанный проект формирует его дизайн, стилистическое направление и эстетику. Акцентируя внимания на архитектурных элементах мы можем увидеть новое «лицо» объекта, будь то промышленный центр, жилой дом или памятник архитектуры.

— По Вашему мнению свет это главное в архитектуре?

Я считаю, что архитектурное освещение — творческое мировоззрение, в основе которого убеждение, что естественный и искусственный свет — это не дополнение к архитектуре, а ее неотъемлемая часть. Все окружающее оценивается, главным образом, зрительным впечатлением, возможным лишь при наличии освещения. Другими словами, архитектуры в темноте просто не существует.

— Уходя от темы световой эстетики, — насколько необходим свет в социальной жизни города? Не секрет что сегодня городские бюджеты крайне неохотно принимают федеральные программы уличного и промышленного освещения?

Высокое качество освещения более чем социально и экономически рентабельно. Существенно сокращается количество ДТП, увеличивается скорость движения транспорта, снижается уличная преступность, повышается экологическая безопасность города, повышаются доходы от вечернего туризма итд. Переоценить данный аспект в системе городского хозяйства крайне сложно.

-Каким путем по вашему мнению, сегодня идет модернизация освещения в масштабах страны?

В первую очередь развитием и активным применением светодиодных технологий, которые превосходят любые современные аналоги по целому ряду параметров — экономичность, ресурс, неприхотливость, экологическая чистота итд. Большим преимуществом светодиодных светильников является их универсальность. Они могут применяться практически во всех сферах жизни человека. Ими смело можно оснащать административные, жилые, учебные, медицинские или промышленные объекты. Они прекрасно подходят для архитектурной подсветки, освещения улиц, тоннелей, мостов итд. Наши крупнейшие проекты были реализованы светодиодным освещением и наглядно доказывают все преимущества работы со светодиодами.

— Как Вы прокомментируете мнение, что работа со светодиодами часто сопровождается большой выбраковкой продукции?

Действительно, на рынке сформировалось некоторое недоверие к светодиодному освещению, которое, в первую очередь, связано с неудачным опытом внедрения продукции низкого качества в погоне за низкой ценой. Данная проблема решается достаточно просто — внедрение эффективно работающей системы сертификации, которая будет отсекать проникновение продукции сомнительного качества.